Руководство по шитью восточного календаря. |
Цитата сообщения helen1
1. ПОЛУОБЪЕМНАЯ ИГРУШКА
В этом разделе вы познакомитесь с изготовлением полуобъемной игрушки. Чтобы лучше понять, что она из себя представляет, мы расскажем о нескольких видах мягкой игрушки. Существуют плоские, полуобъемные и объемные модели.
Плоские имеют единую форму – основу-каркас из картона или поролона (рис. 1). Это делает игрушку статичной — неподвижной. Оформляют такие изделия вышивкой и аппликацией.
Объемные модели сделаны из нескольких деталей, каждая из которых заполняется набивочным материалом. Они имеют вытачки, различные вшивные элементы, создающие дополнительный объем. – брюшко, лоб, подбородок, всевозможные клинья и др. Объемную игрушку легко сделать подвижной. Достаточно воспользоваться проволочным каркасом или изготовить шарнирное соединение с помощью пуговиц, резинок, контактной ленты («липучки») и т.п.
Полуобъемные модели хотя и состоят из отдельных деталей, но не имеют элементов, влияющих на объем. Все детали раегюлагаютси в плоскости, а рельефность достигается за счет наложения одних частей игрушки на другие. Таким образом, при пошиве этих моделей используют технологию изготовления плоских и объемных игрушек.
Представленные в этом разделе изделия выполнены в стиле «сувенир-миниатюра». Они могут стать и оригинальным подарком, и игрушкой, украшающей новогоднюю елку, и элементом интерьера (например, коврик-панно над детской кроваткой).
Технология и приемы выполнения изделий одинаковы, поэтому начинать работу можно с любого из них.
1.1. МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
Для работы вам потребуются лоскуты драпа, меха, фетра, сукна, трикотажа, капрона, байки, ситца, плюша, бархата, искусственной кожи, замши, ворсолана, поролона, флизелина и др. Можно использовать и старые вещи, но предварительно их следует привести в порядок: постирать, почистить, отутюжить ткань, расчесать мех.
Для набивки полуобъемной игрушки лучше всего использовать различные виды синтепона – плотный, тканый и рыхлый, как вата. Можно набивать и отходами меха, капрона, поролона, но кусочки должны быть очень мелкими.
Поролон хорошо подходит для основы-каркаса в игрушках большого размера и крупных деталях. Иногда он удобен для создания рельефных аппликаций при оформлении изделия.
Кроме основных, потребуются и дополнительные отделочные материалы: кружево, тесьма, сутаж, всевозможные шнуры, моноволокно (кукольные волосы), пуговицы, блестки, бисер, бусины, стеклярус и другая фурнитура.
Проверьте, есть ли у вас необходимые инструменты:
- наборы швейных и вышивальных игл;
- нитки разных цветов для пошива (хлопчатобумажные и с добавлением синтетики) и для декоративного оформления игрушек (мулине, ирис, шелк, шерстяная пряжа, люрекс и др.);
- ножницы средних размеров с режущими кончиками для ткани и меха; для бумаги и картона лучше иметь отдельные ножницы, а маленькие маникюрные понадобятся при вырезании деталей с сильно изогнутыми фигурными линиями (кончики лапок, пальцы, украшения, аппликации);
- пинцет и палочки для набивки игрушки;
- проволока для каркаса (медная — прочнее, алюминиевая — быстро ломается):
- наперсток, соответствующий толщине среднего пальца;
- карандаши, шариковые ручки, портняжные мелки, ластик, ватман, картон, миллиметровая и копировальная бумаги, калька, клей ПВА (для любых тканей), клей «Момент» (для синтетических).
1.2. РАБОТА С ВЫКРОЙКАМИ
Наши выкройки можно использовать в натуральную величину. Для этого переведите их на кальку, а с нее — на картон через копировальную бумагу. На каждую деталь выкройки перенесите все обозначения: название, количество. точки соединения с другими деталями, стрелки, указывающие направление ворса. Будьте особенно внимательны при раскрое зеркальных правых и левых деталей.
Если вам нужно увеличить или уменьшить выкройку, то возьмите лист миллиметровой бумаги, разметьте его соответственно на большие или малые квадраты и перерисуйте детали выкройки, сохраняя в каждом квадрате свой фрагмент рисунка (рис. 2).
1.3. ПОДБОР МАТЕРИАЛОВ
Основными материалами для изготовления полуобъемных игрушек являются драп, сукно и другие ткани с неосыпаюшимися краями. Из них лучше всего делать крупные детали — туловище, голову, лапы.
Из ярких кусочков фетра, которые только кажутся плотными, а на самом деле легко прокалываются иглой, хорошо получаются клювы, гребешки, ступни, уши и другие мелкие. но важные детали.
Из кримпленовых, трикотажных и байковых кусочков можно выполнять головки человечкам. Эти ткани подходят для накладок, щечек, удлиненных деталей – ручек, ножек, лапок, хвостов. Хорошо использовать их в работе с рельефными аппликациями.
Шелк, сатин, ситец и другие ткани этого типа немного сложны в обработке из-за осыпающихся краев. Но при умелом подходе можно использовать и их — для изготовления одежды, украшений и элементов аппликаций.
Яркие и блестящие капроновые ткани достаточно жесткие и поэтому хорошо сохраняют придаваемую им форму. Они применяются для декоративного оформления хвостов рыбок и птиц, деталей одежды (жабо, воротнички. бантики, юбочки, платьица для кукол-человечков).
Искусственный мех с длинным и коротким ворсом используется для украшения игрушек. Щечки, грудки, ушки, чубчики и кончики хвостов можно делать из этого материала. В некоторых случаях, для придания четкой формы деталям, мех подстригают.
Синтепон применяется для изготовления облаков, а также для набивки деталей. При необходимости его можно легко покрасить в нужный цвет. Из мелких кусочков цветного синтепона делают губы, накладки, уши. под-глазники и др.
Флизелин используют для придания формы деталям из легких тонких тканей (ситец, сатин, шелк, трикотаж). Если флизелин имеет клеящую основу, то его применяют для закрепления плоских аппликаций.
Поролон может понадобиться при работе с крупными формами полуобъемной игрушки. Из него хорошо получается основа-каркас для туловища, головы и рельефных аппликаций. Очень мелкие кусочки поролона пригодятся для набивки.
Из искусственной кожи и замши лучше кроить носы, копытца, рожки, коготки, ошейники, уздечки и другие детали. Выразительные глаза получаются из синтетической клеенки от надувных игрушек, обложек книг, дневников и блокнотов. Удобно работать с новыми современными материалами – самоклеящейся пленкой, блестящей бумагой, фольгой. Из них вырезают большие и маленькие декоративные звездочки.
Для волос, грив, хвостов и челочек лучше использовать шерстяные и шелковые нити, пряжу, ирис, моноволокно — волосы от старых кукол. Этот материал легко можно привести в порядок: достаточно его постирать, расчесать и завить с помощью электрощипцов.
1.4. ОКРАШИВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ
Для придания тканям нужного цвета используют химические и природные красители. Химические подходят для разных видов тканей из натуральных, синтетических или смешанных волокон. А природными красителями лучше окрашивать материалы из натуральных волокон — хлопчатобумажные, льняные. шерстяные.
От свойств материалов и красителей зависят цвет, опенок и равномерность окраски. Поэтому сначала в небольшом количестве раствора покрасьте 2—3 кусочка ткани. Убедившись. что получился нужный цвет и краска легла ровно, приступайте к окрашиванию остального материала.
Химические красители можно купить в хозяйственном магазине, но если у вас нет такой возможности, то воспользуйтесь обыкновенной гуашью, анилиновыми красками, тушью, марганцовкой, зеленкой и другими красящими веществами.
При изготовлении наших моделей понадобится цветной синтепон для облаков и мелких деталей (ушки, накладки, подглазники, щечки, кончики лапок). Для окрашивания синтепона подходит химическая краска «Фантазия». Она бывает различных цветов и дает нежные опенки. Но можно использовать гуашь или анилиновые краски, разведя их в теплой воде (чем больше краски, тем ярче цвет) и добавив ложку уксусной кислоты. Раствора делайте столько, сколько нужно для окрашивания всех кусочков. Затем слегка отожмите их, прополощите в теплой воде и повесьте сушить.
Растворы гуаши и анилиновых красок придают синтепону яркие, насыщенные тона и оттенки.
Акварельные краски относятся к «прозрачным» и слабо окрашивают ткань или вообще не дают цвета.
Нежные сиреневые оттенки можно получить. используя жидкие фиолетовые чернила (способ окрашивания тот же). Зеленые, синие и красные чернила, как и акварель, дают очень бледные цвета или не красят совсем.
В темно-кофейные и коричневые цвета синтепон окрашивается в растворе марганцовки: достаточно бросить в воду несколько кристаллов порошка.
Бывает так, что в одном и том же растворе разные кусочки синтепона приобретают темные и светлые оттенки или окрашиваются пятнами. Если краска легла неровно — не расстраивайтесь, кусочек может пригодиться для мелких деталей игрушки.
В качестве природных красителей применяют отвары из листьев, плодов, стеблей, коры и корней растений.
Из сухих листьев березы можно приготовить краситель желтого и бежевого цвета, из обычной луковой шелухи – красновато-желтый. из еловых шишек и чая — различные оттенки коричневого.
Готовят отвар следующим образом. В эмалированную посуду помещают измельченные части растения, заливают холодной водой и настаивают в течение суток. Затем кипятят 15-20 мин, отвар процеживают и добавляют немного закрепителя (уксус, муравьиную кислоту. рассол квашеной капусты, березовую золу, квасцы, медный купорос и др.) В готовый раствор укладывают окрашиваемую ткань и кипятят 10-15 мин. В зависимости от насыщенности раствора, применения различных закрепителей и времени кипячения можно получить разную окраску тканей.
1.5. ОБРАБОТКА ТКАНЕЙ С ОСЫПАЮЩИМИСЯ КРАЯМИ. ПРИДАНИЕ TKAНЯМ ЖЕСТКОСТИ
Способы обработки тканей с осыпающимися краями зависят от типа волокна, из которого сделан материал.
Так. например, края капроновых и других синтетических тканей (плащевка, некоторые виды трикотажа и т.п.) легко обработать, используя пламя свечи. Поднесите материал к огню и слегка оплавьте края вырезанной детали. Но чтобы не испортить материал, потренируйтесь сначала на небольшом его кусочке.
К другим способам обработки осыпающихся краев с одновременным приданием ткани жесткости относятся крахмаление, закрепление с помощью желатина или клея ПВА.
Для получения раствора средней фиксации необходимо в небольшом количестве воды развести 1,5—2 чайные ложки картофельного или кукурузного крахмала, постепенно влить его в 1 л кипящей воды и размешать, чтобы не было комков. Если клейстер получится недостаточно прозрачным, то на ткани могут образоваться подтеки. В приготовленном растворе замочите ткань, потом отожмите ее. расправьте и высушите, после чего разгладьте негорячим утюгом.
Для приготовления раствора сильной фиксации размешайте 50 г крахмала в 1 л холодной воды до получения крахмального молока. Затем в один стакан горячей воды добавьте 15 г буры. После охлаждения этот раствор влейте, хорошо помешивая, в крахмальное молоко. Полученной густой массой пропитайте ткань, влажной тряпочкой снимите с нее излишки крахмала и прогладьте, не высушивая.
Не следует применять картофельный крахмал для темных хлопчатобумажных тканей, так как после глаженья на них могут появиться полосы и подтеки.
Для придания тканям жесткости можно использовать раствор желатина (20-25 г на 0.5 л воды) или клея ПВА. Его разводят в теплой воде в соотношении: одна часть клея на одну или две (в зависимости от густоты клея) части воды. Ткань пропитывают этим раствором при помощи мягкой щетки или куска поролона и не отжимают. Высушенную ткань проглаживают горячим утюгом через бумагу.
1.6. ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ ИГРУШКИ
Одним из важных средств создания образа игрушки является цвет. Изделие выглядит привлекательнее, если выбранные вами материалы сочетаются друг с другом по цвету.
Каждый цвет характеризуется тоном, яркостью и насыщенностью. Цветовой тон — это цветность: красный, желтый, синий и т.д. Яркость – это степень близости к белому цвету. Поэтому самыми светлыми, а значит и яркими, будут цвета ближе к белому – розовый, желтый, голубой. Насыщенность – это степень густоты цвета.
Существует также понятие легкости и тяжести цвета. Тяжелые — это темные и насыщенные. а легкие – это светлые и яркие его оттенки.
Сочетаний цветов может быть очень много, но оии не все подходят друг к другу. Это можно увидеть, если расположить их рядом. Вот здесь и приходит на помощь цветовой круг — остроумное изобретение, помогающее увидеть все основные цвета и составить из них благоприятные сочетания.
За основу сочетания цветов в круге приняли цветовой ряд, состоящий, как и в радуге, из семи цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Цветовой круг для удобства делят на 6, 8, 12, 16 или 24 сектора, но цветовая последовательность всегда одна и та же.
Мы воспользуемся кругом из 8 секторов (рис. 3). Кроме семи цветов радуги в него входит еще и пурпурный цвет. Он располагается между фиолетовым и красным.
Цвета в круге условно разделены на «теплые», «холодные» и «пограничные». При их комбинировании используют два приема: сочетают либо контрастные цвета, либо родственные.
Примером родственного сочетания могут служить оттенки цвета любого из секторов. Рассмотрим красный сектор. Оттенков — множество: от ярко-красного до светло-розового. Все они прекрасно смотрятся, плавно переходя один в другой («раскат» или «разделение» цвета).
Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный голубой; оранжевый – синий; желтый – фиолетовый; зеленый – пурпурный. Они. оказавшись по соседству (один «теплый», а другой «холодный»), становятся более насыщенными и усиливают яркость друг друга. Контрастными цветами нужно пользоваться с большой осторожностью: в игрушке их достаточно двух, к тому же одного должно быть меньше, иначе они начнут подавлять друг друга.
Цвета соседних секторов вносят дисгармонию. и не стоит их соединять вместе, например. красный с оранжевым.
Дисгармонию можно уменьшить, используя дополнительный нейтральный цвет: между красным и оранжевым ввести немного черного, а к желтому и оранжевому добавить серый.
При выборе ткани или меха надо помнить о том, что цвет может зрительно изменить форму и величину игрушки: теплые тона несколько увеличивают предмет, а холодные — уменьшают.
Не следует располагать рядом «теплые» и «холодные» тона одного и того же цвета, например. зеленый с желтизной и зеленый с синеватым оттенком.
При изготовлении игрушки желательно подобрать три-четыре гармонирующих цвета. Все зависит от персонажа, характера, назначения игрушки, ее размера. В то же время цветовые сочетания могут быть и условные, не соответствующие какому-либо животному.
1.7. РАСКРОЙ ДЕТАЛЕЙ
Подобрав материалы, из которых вы будете выполнять детали игрушки, приступайте к их раскрою. Все детали выкраивайте по долевой нити, которая проходит вдоль кромки ткани (рис. 4). Перпендикулярно ей находится нить утка.
Если в работе используются остатки материала, на которых нет кромки, то расположение нитей определяют при растягивании материала: по долевой ткань практически не тянется, а по утку – растягивается. Степень растяжения зависит от типа ткани.
Выкройку положите на изнаночную сторону материала и обведите ручкой или карандашом. Линии делайте точными и тонкими, чтобы не получилось искажений. Если детали парные, переверните выкройку «зеркально» на другую сторону и обведите ее повторно. Чтобы не запутаться, пометьте «зеркальные» детали цифрами 1 и 2 (рис. 5). Старайтесь экономнее использовать материал и располагать детали ближе друг к другу, чтобы отход-выпад был как можно меньше. Не забудьте на изнаночной стороне детали отметить все точки соединения с другими деталями, как указано на выкройке.
Детали игрушек из сукна, драпа, войлока, фетра и других материалов с неосыпающимися краями выкраивайте без припуска на швы. а из тонких тканей, например, ситца, сатина, байки и других с осыпающимися краями — с припуском в 5-7 мм.
Раскраивая мех, следите за направлением ворса, указанным стрелкой на выкройке: иначе игрушка получится невыразительной.
Мягкие и плотные ткани разрезайте, широко разводя рукоятки ножниц, тогда линии срезов получатся ровными и плавными.
Меховые детали выкраивайте кончиками ножниц, разрезая только тканевую основу, чтобы не повредить ворс.
Детали из синтепона не следует обводить ручкой. Лучше приколоть выкройку булавками к материалу, а затем, придерживая рукой, аккуратно вырезать, не задевая лекало.
Убедившись, что все детали выкроены правильно, приступайте к раскрою набивки.
1.8. ПОДГОТОВКА КРОЯ-НАБИВКИ
Полуобъемные игрушки имеют свою технологию изготовления.
Если детали объемной игрушки сначала раскраивают, сшивают, а затем набивают, то для полуобъемной игрушки кроят детали модели и набивки, потом сшивают этот многослойный крой, одновременно набивая образующиеся части игрушки.
Материал для набивки зависит от размеров игрушки и ее назначения. Если это крупное изделие (более 40 см) предназначено для украшения интерьера, то лучше использовать полотно толстого или тонкого поролона, а также его мелкую крошку, обрезки меха и мягких ворсистых тканей.
Если вы делаете небольшую игрушку от 10 до 35 см, то лучше воспользоваться флизелином, тканым и рыхлым синтепоном, кусочками капрона.
Детали полуобъемных игрушек должны держать форму, иметь четкие очертания, ровную поверхность и при этом быть мягкими и легкими. Для этого из целых лоскутов тканого синтепона или флизелина готовят крой-набивку – вырезают по 2—3 формы деталей игрушки (голова, туловище, лапы, ступни, ладошки), которые затем набивают.Мелкие кусочки тканого и рыхлого синтепона необходимы для придания объема крупным частям игрушки, а также для набивки рогов, накладок, пальцев на руках и ступнях. Для таких деталей как уши и хвост набивка не нужна.
Для мелких частей игрушек-человечков крой-основу лучше делать из флизелина или жестко накрахмаленной ткани. Тогда головы, ручки, ножки, ступни будут иметь четкую форму.
Детали кроя сложите так: на синтепоновую деталь-набивку положите деталь из флизелина или накрахмаленной ткани (расположить с лицевой стороны изделия), а сверху, с обеих сторон, — детали из ткани.
Теперь все готово к пошиву. Пинцет или палочки понадобятся для укладывания мелких кусочков набивки.
Облака лучше выполнить из цветного крашеного синтепона, тогда они получатся воздушными, мягкими и объемными. А для кроя-набивки используйте тканый синтепон. Вырежьте из него 2 детали, соответствующие размеру облака, и 2-4 детали уменьшенного кроя (каждая последующая меньше предыдущей на 3-4 мм). Сложите их так, чтобы между большими частями находились меньшие.
Готовую набивку аккуратно вложите между цветными деталями облаков, которые выкроены из крашеного синтепона. Облако готово к пошиву.
В.И. Петухова и Е.Н. Ширшикова «Мягкая игрушка»
vrukodelii.com/uchimsya-shit-myagkie-igrushki-chast-1/
1. ПОЛУОБЪЕМНАЯ ИГРУШКА
В этом разделе вы познакомитесь с изготовлением полуобъемной игрушки. Чтобы лучше понять, что она из себя представляет, мы расскажем о нескольких видах мягкой игрушки. Существуют плоские, полуобъемные и объемные модели.
Плоские имеют единую форму – основу-каркас из картона или поролона (рис. 1). Это делает игрушку статичной — неподвижной. Оформляют такие изделия вышивкой и аппликацией.
Объемные модели сделаны из нескольких деталей, каждая из которых заполняется набивочным материалом. Они имеют вытачки, различные вшивные элементы, создающие дополнительный объем. – брюшко, лоб, подбородок, всевозможные клинья и др. Объемную игрушку легко сделать подвижной. Достаточно воспользоваться проволочным каркасом или изготовить шарнирное соединение с помощью пуговиц, резинок, контактной ленты («липучки») и т.п.
Полуобъемные модели хотя и состоят из отдельных деталей, но не имеют элементов, влияющих на объем. Все детали раегюлагаютси в плоскости, а рельефность достигается за счет наложения одних частей игрушки на другие. Таким образом, при пошиве этих моделей используют технологию изготовления плоских и объемных игрушек.
Представленные в этом разделе изделия выполнены в стиле «сувенир-миниатюра». Они могут стать и оригинальным подарком, и игрушкой, украшающей новогоднюю елку, и элементом интерьера (например, коврик-панно над детской кроваткой).
Технология и приемы выполнения изделий одинаковы, поэтому начинать работу можно с любого из них.
1.1. МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
Для работы вам потребуются лоскуты драпа, меха, фетра, сукна, трикотажа, капрона, байки, ситца, плюша, бархата, искусственной кожи, замши, ворсолана, поролона, флизелина и др. Можно использовать и старые вещи, но предварительно их следует привести в порядок: постирать, почистить, отутюжить ткань, расчесать мех.
Для набивки полуобъемной игрушки лучше всего использовать различные виды синтепона – плотный, тканый и рыхлый, как вата. Можно набивать и отходами меха, капрона, поролона, но кусочки должны быть очень мелкими.
Поролон хорошо подходит для основы-каркаса в игрушках большого размера и крупных деталях. Иногда он удобен для создания рельефных аппликаций при оформлении изделия.
Кроме основных, потребуются и дополнительные отделочные материалы: кружево, тесьма, сутаж, всевозможные шнуры, моноволокно (кукольные волосы), пуговицы, блестки, бисер, бусины, стеклярус и другая фурнитура.
Проверьте, есть ли у вас необходимые инструменты:
- наборы швейных и вышивальных игл;
- нитки разных цветов для пошива (хлопчатобумажные и с добавлением синтетики) и для декоративного оформления игрушек (мулине, ирис, шелк, шерстяная пряжа, люрекс и др.);
- ножницы средних размеров с режущими кончиками для ткани и меха; для бумаги и картона лучше иметь отдельные ножницы, а маленькие маникюрные понадобятся при вырезании деталей с сильно изогнутыми фигурными линиями (кончики лапок, пальцы, украшения, аппликации);
- пинцет и палочки для набивки игрушки;
- проволока для каркаса (медная — прочнее, алюминиевая — быстро ломается):
- наперсток, соответствующий толщине среднего пальца;
- карандаши, шариковые ручки, портняжные мелки, ластик, ватман, картон, миллиметровая и копировальная бумаги, калька, клей ПВА (для любых тканей), клей «Момент» (для синтетических).
1.2. РАБОТА С ВЫКРОЙКАМИ
Наши выкройки можно использовать в натуральную величину. Для этого переведите их на кальку, а с нее — на картон через копировальную бумагу. На каждую деталь выкройки перенесите все обозначения: название, количество. точки соединения с другими деталями, стрелки, указывающие направление ворса. Будьте особенно внимательны при раскрое зеркальных правых и левых деталей.
Если вам нужно увеличить или уменьшить выкройку, то возьмите лист миллиметровой бумаги, разметьте его соответственно на большие или малые квадраты и перерисуйте детали выкройки, сохраняя в каждом квадрате свой фрагмент рисунка (рис. 2).
1.3. ПОДБОР МАТЕРИАЛОВ
Основными материалами для изготовления полуобъемных игрушек являются драп, сукно и другие ткани с неосыпаюшимися краями. Из них лучше всего делать крупные детали — туловище, голову, лапы.
Из ярких кусочков фетра, которые только кажутся плотными, а на самом деле легко прокалываются иглой, хорошо получаются клювы, гребешки, ступни, уши и другие мелкие. но важные детали.
Из кримпленовых, трикотажных и байковых кусочков можно выполнять головки человечкам. Эти ткани подходят для накладок, щечек, удлиненных деталей – ручек, ножек, лапок, хвостов. Хорошо использовать их в работе с рельефными аппликациями.
Шелк, сатин, ситец и другие ткани этого типа немного сложны в обработке из-за осыпающихся краев. Но при умелом подходе можно использовать и их — для изготовления одежды, украшений и элементов аппликаций.
Яркие и блестящие капроновые ткани достаточно жесткие и поэтому хорошо сохраняют придаваемую им форму. Они применяются для декоративного оформления хвостов рыбок и птиц, деталей одежды (жабо, воротнички. бантики, юбочки, платьица для кукол-человечков).
Искусственный мех с длинным и коротким ворсом используется для украшения игрушек. Щечки, грудки, ушки, чубчики и кончики хвостов можно делать из этого материала. В некоторых случаях, для придания четкой формы деталям, мех подстригают.
Синтепон применяется для изготовления облаков, а также для набивки деталей. При необходимости его можно легко покрасить в нужный цвет. Из мелких кусочков цветного синтепона делают губы, накладки, уши. под-глазники и др.
Флизелин используют для придания формы деталям из легких тонких тканей (ситец, сатин, шелк, трикотаж). Если флизелин имеет клеящую основу, то его применяют для закрепления плоских аппликаций.
Поролон может понадобиться при работе с крупными формами полуобъемной игрушки. Из него хорошо получается основа-каркас для туловища, головы и рельефных аппликаций. Очень мелкие кусочки поролона пригодятся для набивки.
Из искусственной кожи и замши лучше кроить носы, копытца, рожки, коготки, ошейники, уздечки и другие детали. Выразительные глаза получаются из синтетической клеенки от надувных игрушек, обложек книг, дневников и блокнотов. Удобно работать с новыми современными материалами – самоклеящейся пленкой, блестящей бумагой, фольгой. Из них вырезают большие и маленькие декоративные звездочки.
Для волос, грив, хвостов и челочек лучше использовать шерстяные и шелковые нити, пряжу, ирис, моноволокно — волосы от старых кукол. Этот материал легко можно привести в порядок: достаточно его постирать, расчесать и завить с помощью электрощипцов.
1.4. ОКРАШИВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ
Для придания тканям нужного цвета используют химические и природные красители. Химические подходят для разных видов тканей из натуральных, синтетических или смешанных волокон. А природными красителями лучше окрашивать материалы из натуральных волокон — хлопчатобумажные, льняные. шерстяные.
От свойств материалов и красителей зависят цвет, опенок и равномерность окраски. Поэтому сначала в небольшом количестве раствора покрасьте 2—3 кусочка ткани. Убедившись. что получился нужный цвет и краска легла ровно, приступайте к окрашиванию остального материала.
Химические красители можно купить в хозяйственном магазине, но если у вас нет такой возможности, то воспользуйтесь обыкновенной гуашью, анилиновыми красками, тушью, марганцовкой, зеленкой и другими красящими веществами.
При изготовлении наших моделей понадобится цветной синтепон для облаков и мелких деталей (ушки, накладки, подглазники, щечки, кончики лапок). Для окрашивания синтепона подходит химическая краска «Фантазия». Она бывает различных цветов и дает нежные опенки. Но можно использовать гуашь или анилиновые краски, разведя их в теплой воде (чем больше краски, тем ярче цвет) и добавив ложку уксусной кислоты. Раствора делайте столько, сколько нужно для окрашивания всех кусочков. Затем слегка отожмите их, прополощите в теплой воде и повесьте сушить.
Растворы гуаши и анилиновых красок придают синтепону яркие, насыщенные тона и оттенки.
Акварельные краски относятся к «прозрачным» и слабо окрашивают ткань или вообще не дают цвета.
Нежные сиреневые оттенки можно получить. используя жидкие фиолетовые чернила (способ окрашивания тот же). Зеленые, синие и красные чернила, как и акварель, дают очень бледные цвета или не красят совсем.
В темно-кофейные и коричневые цвета синтепон окрашивается в растворе марганцовки: достаточно бросить в воду несколько кристаллов порошка.
Бывает так, что в одном и том же растворе разные кусочки синтепона приобретают темные и светлые оттенки или окрашиваются пятнами. Если краска легла неровно — не расстраивайтесь, кусочек может пригодиться для мелких деталей игрушки.
В качестве природных красителей применяют отвары из листьев, плодов, стеблей, коры и корней растений.
Из сухих листьев березы можно приготовить краситель желтого и бежевого цвета, из обычной луковой шелухи – красновато-желтый. из еловых шишек и чая — различные оттенки коричневого.
Готовят отвар следующим образом. В эмалированную посуду помещают измельченные части растения, заливают холодной водой и настаивают в течение суток. Затем кипятят 15-20 мин, отвар процеживают и добавляют немного закрепителя (уксус, муравьиную кислоту. рассол квашеной капусты, березовую золу, квасцы, медный купорос и др.) В готовый раствор укладывают окрашиваемую ткань и кипятят 10-15 мин. В зависимости от насыщенности раствора, применения различных закрепителей и времени кипячения можно получить разную окраску тканей.
1.5. ОБРАБОТКА ТКАНЕЙ С ОСЫПАЮЩИМИСЯ КРАЯМИ. ПРИДАНИЕ TKAНЯМ ЖЕСТКОСТИ
Способы обработки тканей с осыпающимися краями зависят от типа волокна, из которого сделан материал.
Так. например, края капроновых и других синтетических тканей (плащевка, некоторые виды трикотажа и т.п.) легко обработать, используя пламя свечи. Поднесите материал к огню и слегка оплавьте края вырезанной детали. Но чтобы не испортить материал, потренируйтесь сначала на небольшом его кусочке.
К другим способам обработки осыпающихся краев с одновременным приданием ткани жесткости относятся крахмаление, закрепление с помощью желатина или клея ПВА.
Для получения раствора средней фиксации необходимо в небольшом количестве воды развести 1,5—2 чайные ложки картофельного или кукурузного крахмала, постепенно влить его в 1 л кипящей воды и размешать, чтобы не было комков. Если клейстер получится недостаточно прозрачным, то на ткани могут образоваться подтеки. В приготовленном растворе замочите ткань, потом отожмите ее. расправьте и высушите, после чего разгладьте негорячим утюгом.
Для приготовления раствора сильной фиксации размешайте 50 г крахмала в 1 л холодной воды до получения крахмального молока. Затем в один стакан горячей воды добавьте 15 г буры. После охлаждения этот раствор влейте, хорошо помешивая, в крахмальное молоко. Полученной густой массой пропитайте ткань, влажной тряпочкой снимите с нее излишки крахмала и прогладьте, не высушивая.
Не следует применять картофельный крахмал для темных хлопчатобумажных тканей, так как после глаженья на них могут появиться полосы и подтеки.
Для придания тканям жесткости можно использовать раствор желатина (20-25 г на 0.5 л воды) или клея ПВА. Его разводят в теплой воде в соотношении: одна часть клея на одну или две (в зависимости от густоты клея) части воды. Ткань пропитывают этим раствором при помощи мягкой щетки или куска поролона и не отжимают. Высушенную ткань проглаживают горячим утюгом через бумагу.
1.6. ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ ИГРУШКИ
Одним из важных средств создания образа игрушки является цвет. Изделие выглядит привлекательнее, если выбранные вами материалы сочетаются друг с другом по цвету.
Каждый цвет характеризуется тоном, яркостью и насыщенностью. Цветовой тон — это цветность: красный, желтый, синий и т.д. Яркость – это степень близости к белому цвету. Поэтому самыми светлыми, а значит и яркими, будут цвета ближе к белому – розовый, желтый, голубой. Насыщенность – это степень густоты цвета.
Существует также понятие легкости и тяжести цвета. Тяжелые — это темные и насыщенные. а легкие – это светлые и яркие его оттенки.
Сочетаний цветов может быть очень много, но оии не все подходят друг к другу. Это можно увидеть, если расположить их рядом. Вот здесь и приходит на помощь цветовой круг — остроумное изобретение, помогающее увидеть все основные цвета и составить из них благоприятные сочетания.
За основу сочетания цветов в круге приняли цветовой ряд, состоящий, как и в радуге, из семи цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Цветовой круг для удобства делят на 6, 8, 12, 16 или 24 сектора, но цветовая последовательность всегда одна и та же.
Мы воспользуемся кругом из 8 секторов (рис. 3). Кроме семи цветов радуги в него входит еще и пурпурный цвет. Он располагается между фиолетовым и красным.
Цвета в круге условно разделены на «теплые», «холодные» и «пограничные». При их комбинировании используют два приема: сочетают либо контрастные цвета, либо родственные.
Примером родственного сочетания могут служить оттенки цвета любого из секторов. Рассмотрим красный сектор. Оттенков — множество: от ярко-красного до светло-розового. Все они прекрасно смотрятся, плавно переходя один в другой («раскат» или «разделение» цвета).
Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный голубой; оранжевый – синий; желтый – фиолетовый; зеленый – пурпурный. Они. оказавшись по соседству (один «теплый», а другой «холодный»), становятся более насыщенными и усиливают яркость друг друга. Контрастными цветами нужно пользоваться с большой осторожностью: в игрушке их достаточно двух, к тому же одного должно быть меньше, иначе они начнут подавлять друг друга.
Цвета соседних секторов вносят дисгармонию. и не стоит их соединять вместе, например. красный с оранжевым.
Дисгармонию можно уменьшить, используя дополнительный нейтральный цвет: между красным и оранжевым ввести немного черного, а к желтому и оранжевому добавить серый.
При выборе ткани или меха надо помнить о том, что цвет может зрительно изменить форму и величину игрушки: теплые тона несколько увеличивают предмет, а холодные — уменьшают.
Не следует располагать рядом «теплые» и «холодные» тона одного и того же цвета, например. зеленый с желтизной и зеленый с синеватым оттенком.
При изготовлении игрушки желательно подобрать три-четыре гармонирующих цвета. Все зависит от персонажа, характера, назначения игрушки, ее размера. В то же время цветовые сочетания могут быть и условные, не соответствующие какому-либо животному.
1.7. РАСКРОЙ ДЕТАЛЕЙ
Подобрав материалы, из которых вы будете выполнять детали игрушки, приступайте к их раскрою. Все детали выкраивайте по долевой нити, которая проходит вдоль кромки ткани (рис. 4). Перпендикулярно ей находится нить утка.
Если в работе используются остатки материала, на которых нет кромки, то расположение нитей определяют при растягивании материала: по долевой ткань практически не тянется, а по утку – растягивается. Степень растяжения зависит от типа ткани.
Выкройку положите на изнаночную сторону материала и обведите ручкой или карандашом. Линии делайте точными и тонкими, чтобы не получилось искажений. Если детали парные, переверните выкройку «зеркально» на другую сторону и обведите ее повторно. Чтобы не запутаться, пометьте «зеркальные» детали цифрами 1 и 2 (рис. 5). Старайтесь экономнее использовать материал и располагать детали ближе друг к другу, чтобы отход-выпад был как можно меньше. Не забудьте на изнаночной стороне детали отметить все точки соединения с другими деталями, как указано на выкройке.
Детали игрушек из сукна, драпа, войлока, фетра и других материалов с неосыпающимися краями выкраивайте без припуска на швы. а из тонких тканей, например, ситца, сатина, байки и других с осыпающимися краями — с припуском в 5-7 мм.
Раскраивая мех, следите за направлением ворса, указанным стрелкой на выкройке: иначе игрушка получится невыразительной.
Мягкие и плотные ткани разрезайте, широко разводя рукоятки ножниц, тогда линии срезов получатся ровными и плавными.
Меховые детали выкраивайте кончиками ножниц, разрезая только тканевую основу, чтобы не повредить ворс.
Детали из синтепона не следует обводить ручкой. Лучше приколоть выкройку булавками к материалу, а затем, придерживая рукой, аккуратно вырезать, не задевая лекало.
Убедившись, что все детали выкроены правильно, приступайте к раскрою набивки.
1.8. ПОДГОТОВКА КРОЯ-НАБИВКИ
Полуобъемные игрушки имеют свою технологию изготовления.
Если детали объемной игрушки сначала раскраивают, сшивают, а затем набивают, то для полуобъемной игрушки кроят детали модели и набивки, потом сшивают этот многослойный крой, одновременно набивая образующиеся части игрушки.
Материал для набивки зависит от размеров игрушки и ее назначения. Если это крупное изделие (более 40 см) предназначено для украшения интерьера, то лучше использовать полотно толстого или тонкого поролона, а также его мелкую крошку, обрезки меха и мягких ворсистых тканей.
Если вы делаете небольшую игрушку от 10 до 35 см, то лучше воспользоваться флизелином, тканым и рыхлым синтепоном, кусочками капрона.
Детали полуобъемных игрушек должны держать форму, иметь четкие очертания, ровную поверхность и при этом быть мягкими и легкими. Для этого из целых лоскутов тканого синтепона или флизелина готовят крой-набивку – вырезают по 2—3 формы деталей игрушки (голова, туловище, лапы, ступни, ладошки), которые затем набивают.Мелкие кусочки тканого и рыхлого синтепона необходимы для придания объема крупным частям игрушки, а также для набивки рогов, накладок, пальцев на руках и ступнях. Для таких деталей как уши и хвост набивка не нужна.
Для мелких частей игрушек-человечков крой-основу лучше делать из флизелина или жестко накрахмаленной ткани. Тогда головы, ручки, ножки, ступни будут иметь четкую форму.
Детали кроя сложите так: на синтепоновую деталь-набивку положите деталь из флизелина или накрахмаленной ткани (расположить с лицевой стороны изделия), а сверху, с обеих сторон, — детали из ткани.
Теперь все готово к пошиву. Пинцет или палочки понадобятся для укладывания мелких кусочков набивки.
Облака лучше выполнить из цветного крашеного синтепона, тогда они получатся воздушными, мягкими и объемными. А для кроя-набивки используйте тканый синтепон. Вырежьте из него 2 детали, соответствующие размеру облака, и 2-4 детали уменьшенного кроя (каждая последующая меньше предыдущей на 3-4 мм). Сложите их так, чтобы между большими частями находились меньшие.
Готовую набивку аккуратно вложите между цветными деталями облаков, которые выкроены из крашеного синтепона. Облако готово к пошиву.
В.И. Петухова и Е.Н. Ширшикова «Мягкая игрушка»
vrukodelii.com/uchimsya-shit-myagkie-igrushki-chast-1/
1.9. ПОШИВ И НАБИВКА ДЕТАЛЕЙ ИГРУШКИ
Для стачивания различных тканей и крепления деталей применяют следующие виды швов.
Шов «вперед иголку» (рис. 6) используется для сметывания крупных деталей игрушки, чтобы при выполнении основного шва не произошло смешения деталей. Этим же швом присборивают материал при изготовлении оборок, воротничков, жабо.
Шов «назад иголку» (рис. 7) применяется для стачивания деталей преимущественно из тканей с осыпающимися краями (ситец, сатин. шелк, байка и др.). Его выполняют с изнаночной стороны, отступив от края детали 3-5 мм.
Шов «через край» (рис. 8 ) удобен в изготовлении накладок и рельефных аппликаций (щечки, переносица на мордочке и др.).
Петельный шов (рис. 9) — основной в вашей работе. Им лучше сшивать детали из материалов с неосыпающимися краями (фетр, войлок, драп, ворсолан). Игрушки небольшого размера сшивайте с лицевой стороны, а крупные – с изнанки. Если игрушка состоит из меха или меха и ткани, то соединяйте детали с изнаночной стороны и внимательно следите за тем. чтобы мех не попадал в шов. Аккуратно выполненный петельный шов украсит ваше изделие.
Когда вы научитесь держать ритм стежка, то попробуйте шить очень мелко (ширина и глубина стежка равна 2-3 мм). При такой технике работы кажется, что детали вообще лишены швов. Конечно, для этого нужен опыт.
Шов «зигзаг» (рис. 10) чаше применяется при аппликационных работах с клеенкой, кожей и тканями, у которых не осыпаются края. Меньшую деталь накладывают на большую, и она таким образом выполняет роль украшения. Если игрушка выполнена из ткани, то этот шов удобно использовать для крепления ушек, гребешков, грив, хвостов и плавников.
Стыковочный шов (рис. 11) используют при сшивании меха с лицевой стороны и сборке игрушек (пришивание голов, лап, ушей, накладок, хвостов). Он удобен для крепления рельефных аппликаций и изготовления узких длинных деталей (хвосты, лапы). На лицевой стороне изделия шов практически незаметен.
Подпошивочный или потайной шов (рис. 12) применяют при сборке игрушек, креплении рельефных аппликаций и обработке края изделия.
При пошиве игрушки с лицевой стороны подготовленный крой деталей и набивки складывайте так. чтобы крой-набивка оказался внутри. Крупные детали вместе с кроем-набивкой лучше сметать, чтобы не произошло смешения, а затем сшить тем швом, который подходит в данном случае. Оставив небольшое отверстие, набейте готовую деталь и придайте ей нужный объем с помощью мелких кусочков синтепона, разложив их между слоями кроя-набивки. Помогайте себе пинцетом или палочкой.
Такие детали как рога, накладки, щечки сначала сшивают или стягивают, а затем кладут в них маленькие кусочки набивки.
Если у игрушки на ногах, руках или лапах есть пальчики, то именно с них и начинайте сшивать детали, сразу же подкладывая мелкие кусочки набивки, так как потом в готовую деталь будет трудно правильно уложить материал.
Детали большого размера (более 40 см) и состоящие из меха или ткани и меха сшивайте с изнаночной стороны. Затем выверните их, помогая себе палочкой или тупым концом карандаша. Не пользуйтесь при этом ножницами. пинцетом или другими острыми предметами. так как они могут порвать швы и ткань детали.
Если ваша игрушка сшита из ткани с изнаночной стороны, то. прежде чем вывернуть ее, надрежьте припуски швов в местах сильных изгибов, не доходя до линии шва 1 мм. Только в этом случае вывернутая деталь получится правильной формы.
1.10. ВЫШИВКА
Для украшения изделий используют вышивку – узор, выполненный нитками по ткани. коже или клеенке. В зависимости от вида материала, на котором производится вышивка, требуются различные нити: шелковые, мулине, ирис, штопка, шерстяная пряжа, люрекс и др. Нитка должна быть не более 40—50 см, так как слишком длинная нить при многоразовом протягивании через ткань теряет блеск, запутывается и рвется.
Для вышивания применяют различные швы, мы же познакомимся с некоторыми.
Шов «машинная строчка» (рис. 13, а) служит для обозначения контура рисунка. Выполняют его так же, как и шов «назад иголку» (см. рис, 7), но только все стежки делают одинаковыми и между ними оставляют небольшое расстояние (примерно 1 мм). Внешне этот шов напоминает машинную строчку.
Стебельчатый шов (рис. 13, б) состоит из одинаковых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Этим швом удобно выполнять элементы узора, имеющие большую длину и достаточно сложную форму.
Тамбурный шов (рис. 13, в) представляет собой ряд петель, выходящих одна из другой.
Стежки «кoзлик» (рис. 13, г) — это соединительный шов. Форма стежка крестообразная. Таким способом можно крепить детали аппликации.
Шов «крест» (рис. 13, д). У некоторых игрушек «крестом» обозначают глазки, носик или ротик. Такими стежками удобно пришивать глазки к мордочке.
Коленчатый шов или «змейка» (рис. 13, е) выполняется так: сначала прокладывают параллельные стежки одинаковой длины на равном расстоянии друг от друга, а затем соединяют их. Этим швом удобно обрабатывать край изделия.
Бисерный шов (рис. 13, ж) прокладывают по контуру вышиваемого рисунка или детали. Между обычными стежками «вперед иголку» делают небольшие узелки — «бисеринки», прокалывая иглой несколько раз одно и то же место. Чем больше проколов, тем крупнее узелок. Создается впечатление, что пришиты бисеринки или бусинки.
Петельный шов – применяется не только для стачивания деталей (рис. 13, з), но и для декоративного оформления края изделия (рис. 13, и).
Скорая гладь (рис. 14, а) применяется для узких и длинных контуров. Стежки, разные по длине, могут неплотно прилегать друг к другу.
Полугладь (рис. 14, б) используется для обработки контура рисунка, который выполнен швом «машинная строчка». Стежки в полуглади очень плотно прилегают друг к другу, образуя с внешней стороны рисунка четкую линию вышивки.
Внутри рисунка полугладь имеет разные по длине стежки.
Гладью удобно вышивать мелкие детали маленьких игрушек: глазки, носик, ротик, щечки, подушечки на ладошках, а также делать украшения в виде орнаментов (цветы, листья, шишечки).
Сначала выполняют контур рисунка с помощью шва «машинная строчка», затем вышивают одним из двух способов:
- без настила (рис. 14. в) – вышитый узор получается плоским;
- с настилом (рис. 14. г) — вышитый узор выглядит объемным, выпуклым, так как заранее делается основа для вышивки (настил) с помощью любых простых вспомогательных швов («вперед иголку», «назад иголку», тамбурного и др.).
Гладьевой валик (рис. 14, д) — вид сложной вышивки, им удобно оформлять контуры рисунков или обрабатывать края изделий. Прокладочную нить располагают по краю рисунка, сложив ее в несколько раз, чтобы получилась нужная толщина гладьевого валика. Затем эту нить пришивают к ткани короткими, частыми стежками.
Фиксирующие стежки (рис. 14, е) выполняются так же, как и гладьевой валик. Отличие состоит в том, что прокладочная нить здесь одинарная, а фиксирующие ее стежки лежат на больших равных расстояниях под углом в 90° или наклонно к основной нити.
Декоративный шнур, сутаж, ленты и тесьму разной ширины обычно пришивают по контуру рисунка для того, чтобы выделить аппликацию, оформить край изделия, украсить или скрыть швы, соединяющие детали.
В работе можно использовать люрекс -нить в виде узкой полоски блестящей пленки (покрытой фольгой или металлизированной).
Однако вышивать им непросто, так как он легко растягивается и рвется. Поэтому работать нужно недлинной нитыо, аккуратно и не прилагая усилий при ее подтягивании. Изделие, вышитое люрексом, становится более ярким и нарядным.
1.11. УКРАШЕНИЕ ИГРУШЕК
Для украшения вышивки и игрушек используют бисер, стеклярус, бусины, блестки, яркие пуговицы, а также старые ненужные бусы, заколки, серьги, цепочки и многое другое, что вы уже не носите.
Бисер — мелкие круглые цилиндрические или многогранные бусины различного цвета из стекла, металла, пластмассы и кости со сквозными отверстиями для низания.
Из бисера можно делать пальчики на ступнях человечков, обозначать носики, ноздрюшки, пупочки, украшать детали, аппликацию, вышивку.
Бусины значительно крупнее бисера. Они имеют разную форму и расцветку, изготавливают их из стекла, пластмассы, металла, натуральных камней, дерева, кости и других материалов.
В зависимости от размера игрушки можно делать из бусин носики, глазки, пупочки и другие детали украшений.
Стеклярус — трубочки из цветного стекла. Им хорошо украшать контуры вышивки, аппликации.
Блестки – маленькие плоские блестящие кружочки или пластинки иной формы с отверстием внутри, выполненные из металла, стекла, слюды или синтетических материалов. Блестками можно обозначать ноздри, подглазники.
Очень удобно использовать их для оформления чешуи.
Пуговицы – оригинальные детали оформления. С помощью пуговиц на ножке можно делать носики и зрачки игрушкам более крупных размеров. Стеклярус, бисер и бусины можно крепить разными способами: по отдельности пришивать к ткани; нанизывать на нитку, а потом крепить ее к материалу; пришивать бисер и бусины вместе с блестками как пуговицы.
В каждом конкретном случае выбирайте тот вариант оформления, который наиболее подходит данному изделию.
Не стоит применять слишком много декоративных элементов, поскольку это скорее упростит, а не украсит готовую игрушку.
1.12. АППЛИКАЦИЯ
Для декоративного оформления изделий используют аппликацию – узор или изображение. составленное из цветных кусочков какого-либо материала.
Детали аппликации либо пришивают к основе, либо приклеивают. Для натуральных тканей лучше использовать клей ПВА — он не оставляет пятен, а для синтетических материалов, кожи и клеенки – клей «Момент». Но нужно отметить, что пришитая аппликация более надежна и долговечна.
Аппликация может быть плоской и рельефной (рис. 15). Плоская выполняется простым наложением одной детали на другую с использованием швов «зигзаг», «машинная строчка», гладьевой валик, полугладь и др.
Для получения рельефного изображения следует подложить набивочный материал (синтепон или поролон) под вырезанную деталь (вариант 1) или обшить каркас-набивку (вариант 2).
Первый способ применяют для тканей с неосыпающимися или накрахмаленными краями.
Вторым способом выполняют рельефные аппликации из тканей с осыпающимися краями. Каркас-набивку вырезают по форме детали из поролона или синтепона, а саму аппликацию – из ткани с припуском на швы (рис. 15, а).
Затем каркас-набивку обшивают тканью (рис. 15,6).
Готовую аппликацию размещают на нужном месте и пришивают (рис. 15, в). При необходимости ее украшают вышивкой, бисером, блестками и т.п.
1.13. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВОЛОС, ГРИВ, ХВОСТОВ, ПОМПОНОВ
Привлекательность игрушки зависит от многого, в том числе и от того, как оформлены волосы и челочки у кукол-человечков, чубчики, гривы, хвосты и шубки у забавных зверушек.
Сделать это можно с помощью различных материалов – шерстяных и шелковых ниток, пряжи, ириса, мулине, моноволокна. А чтобы получить волнистые нити-завитки, достаточно взять старые вязаные веши, постирать их, высушить, а затем распустить.
Различные варианты оформления волос, грив, челочек даны на рис. 16.
Из картона вырежьте прямоугольник или квадрат. Его размеры будут определять шишу волос. На картон плотно и равномерно намотайте нитки. Чем больше витков, тем пышнее получится прядь. Моточек аккуратно снимите и перевяжите ниткой. Этой же нитью можно крепить прядь к изделию.
В зависимости от того, какой формы вы хотите получить прическу, следует разрезать нитки с обеих сторон или только с одной, перевязать моток в середине или ближе к краю, брать ровные или волнистые нити, толстые или тонкие.
Этим же способом, изменяя размеры картона и количество намотанной нити, можно делать помпоны.
Из моноволокна получаются великолепные волосы, гривы и хвосты, поскольку этот материал отличается блеском, пышностью и разнообразной цветовой гаммой.
Если моноволокно намочить и расчесать, то получатся прямые пряди, а если завить электрощипцами — образуются завитки и локоны.
Моноволокно перевязывают несколько раз ниткой (рис. 17, а) и закрепляют (рис. 17, б, в).
Очень просто из него сделать шубку-руно. Для этого лицевую сторону туловища или гривы прошейте вставленными в иголку прядями моноволокна п закрепите их нитками с изнанки.
1.14. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КАРКАСА
В полуобъемных игрушках каркас (проволочный или поролоновый) применяется не так часто, как в объемных игрушках. Он обеспечивает определенную форму и устойчивость деталей. Для каркаса используют медную проволоку, толщина которой должна соответствовать размерам игрушки. Концы проволоки загибают, чтобы они не прокололи материал, и вставляют каркас в готовые детали, которые затем пришивают к игрушке (рис. 18).
Проволочный каркас лучше использовать в игрушках небольшого размера (до 35 см). Если же вы шьете более крупное изделие, то в детали можно вставить поролоновый каркас.
1.15. ОФОРМЛЕНИЕ ИГРУШЕК
Форма глаз, губ, накладки, носа, ресниц и их взаимное расположение в значительной мере определяют характер персонажа. Поэтому очень важно правильно выбрать наиболее подходящий вариант оформления игрушки.
Накладку выполняют следующим образом. Из мягкой ткани (синтепон, трикотаж, байка и т.п.) вырежьте овал (рис. 19, а). Прошейте его по краю швом «вперед иголку» или швом «через край» (рис. 19, б).
Подтяните нитку так, чтобы из овала получилась чашечка (рис. 19, в). Нитку закрепите в центре внизу. Положив в чашечку набивку, стяните ее середину – овал должен напоминать цифру «восемь» (рис. 19, г).
На накладке черной толстой ниткой вышейте «узелками» точки-усики (рис. 19, д). Чтобы сделать узелок, обвейте иглу один или несколько раз ниткой и вытяните через витки. Нить не запутается, если вы будете придерживать витки большим пальцем левой руки.
Теперь приступайте к изготовлению носика-шарика. Возьмите кусочек трикотажа или другой мягкой ткани и вырежьте кружок, диаметр которого в 2,5 раза больше, чем желаемый готовый носик. Прошейте его по краю швом «вперед иголку» (рис. 19, е).
Подтянув нитку, слегка присборьте ткань и вложите в образовавшийся «мешочек» набивку. затем стяните нить — получится носик-шарик (рис. 19, ж). Нитку закрепите, но не обрезайте. чтобы ею же можно было пришить носик сверху на накладку (рис. 19, з).
Из синтепона вырежьте губку, а из ткани или клеенки – язычок. Если материал, из которого вы кроите, достаточно рыхлый, то детали по краю можно обшить петельным швом (рис. 19, и).
Положите язычок на губку, совмещая их прямые срезы, и сшейте петельным швом (рис. 19, к). Эти детали по форме должны быть одинаковыми, а по размеру язычок на 2—3 мм короче губки. Готовую губку с язычком пришейте на накладку снизу-сзади. Накладка готова (рис. 19, л).
Формы накладок и их оформление могут быть разнообразными (рис. 20). Все зависит от вида игрушки и характера персонажа. Размер накладки также очень важен.
Для каждой модели на выкройке дан вариант оформления мордочки или лица, но, проявив фантазию, вы можете создать иной образ игрушки.
При оформлении накладок вместо носика-шарика можно использовать и другие его формы, выполненные из ткани, кожи или клеенки.
Носик-полуовал или полукруг (рис. 21). состоящий из двух частей, сшивают петельным швом по изогнутой линии. Затем в него укладывают немного набивки и, не зашивая отверстия, крепят на мордочке.
Носы с разными формами ноздрюшек изготавливают следующим образом (рис. 22): вырезают соответствующую форму; два конца, обозначенные буквами А и А, соединяют вместе и скрепляют ниткой; не отрывая нитки, на это место накладывают третий (средний) конец, обозначенный буквой Б, и все вместе сшивают.
Различные формы носа и ноздрюшек представлены на рис. 23.
Носики можно делать из бусин, пуговиц на ножках, в виде аппликации из клеенки или кожи, а также вышивать нитками. Если есть возможность, используйте готовую фурнитуру: носики, язычки, глазки.
Когда накладка будет готова, отложите ее в сторону и приступайте к изготовлению глаз. Для большей выразительности делайте их из цветной синтетической клеенки.
Глаза выполняют многослойными, соблюдая следующие правила:
а) подглазник – любого светлого тона;
б) яблоко глаза — яркое, цветное;
в) зрачок — черный (может быть пуговица на ножке).
Для первых своих игрушек глаза мастерите из кружков или овалов. В дальнейшем вы можете придумать и более сложные формы глаз. Подсказками будут служить картинки в детских книгах, открытки, мультфильмы.
Те, кто делают игрушку впервые, чаще всего глаза крепят высоко, ближе к ушкам. Это неправильно. Лоб у игрушки должен оставаться большим, открытым.
Чтобы верно расположить накладку и глаза (рис. 24), нужно зрительно разделить мордочку игрушки горизонтальной линией пополам. Накладка должна располагаться ниже этой линии, а глаза — на самой линии, ближе к носику.
Если мордочка игрушки выполнена из светлой ткани, то необходим черный контур вокруг подглазника. Черный контур можно украсить ресничками. Если мордочка сделана из темной ткани, то подглазник должен быть светлым.
Прежде чем вырезать глаза из клеенки (рис. 25), подумайте, какой размер и форма больше подходит игрушке, и нарисуйте их на листе плотной бумаги фломастерами или карандашами. Если они вас устраивают, то вырезайте такие же детали из клеенки. Каждая следующая после зрачка деталь должна быть на 2-3 мм больше предыдущей.
Попробуйте сместить детали глаз относительно друг друга вниз, вверх, в сторону, и вы заметите, как меняется взгляд игрушки. Поэтому сначала соберите глаза на булавку с ушком и прикладывайте к мордочке до тех пор. пока не почувствуете, что они оказались на месте. Накладку также перемешайте вместе с глазами.
Теперь, когда вы определили место расположения накладки и глаз, их можно пришить. Накладку закрепите потайным швом с левой и правой стороны. Глазки лучше сначала склеить. а потом пришить стежком-бликом. Для этого белой нитью сделайте вертикальные или горизонтальные стежки.
Другой вариант — пришейте глаза черной ниткой или леской, а затем стежок обвейте люрексом. Блик можно нарисовать белилами «штрих», придавая ему форму точки, полумесяца, запятой, треугольника, но этот вариант больше подходит для крупных глаз.
Если мордочка игрушки выполнена из меха, то сначала аккуратно выстригите его по размеру готовых глаз, а уже потом их пришейте. В этом случае глаза станут более выразительными.
Брови, коготки, ноздрюшки, губы делайте из кожи или клеенки в виде аппликации или вышивайте нитками, люрексом.
Щечки у игрушек-человечков подкрашивайте косметическими румянами с помощью поролоновой кисточки.
Пальцы на ступнях и ладошках для большей четкости прошейте насквозь длинными глубокими стежками (рис. 26. а, б). Таким же образом выделите «кудряшки» облаков (рис. 26. в).
Звезды вырезайте из клеенки, цветной бумаги. фольги и крепите с помощью бисера, пришивая его в середине или на разных лучах.
1.16. СБОРКА ИГРУШКИ
Ну вот, детали игрушки сшиты и украшены. Готовы рельефные аппликации, звезды, облака. Осталось собрать все вместе, и изделие готово. Но не торопитесь – перед вами стоит непростая задача: сделать игрушку живой, динамичной, со своим характером и настроением.
Сборка деталей игрушки требует не только аккуратности, но и фантазии. Разместите детали по-разному: чуть ближе, дальше, выше, ниже, немного наклонив или повернув их. Вы увидите, как будет меняться облик игрушки.
И только когда останетесь довольны результатом этой «игры», начинайте пришивать детали. Обращайте внимание на метки и пунктирные линии выкроек.
Чтобы облака казались легкими и воздушными, сшивайте их между собой не по краям, а изнутри, как показано на рис. 27. Тогда их свободные «кудряшки» станут пушистыми, совсем как у настоящих.
Теперь нужно пришить игрушку к облаку. Способ тот же, что и в креплении облаков. Не старайтесь пришивать каждую ножку, копытце, ушки, хвост и другие детали, достаточно закрепить туловище, если нужно – голову, для большей устойчивости.
В.И. Петухова и Е.Н. Ширшикова «Мягкая игрушка»
vrukodelii.com/uchimsya-shit-myagkie-igrushki-chast-2/
Рубрики: | НОВОГОДНЯЯ КОПИЛКА ИДЕЙ |
Комментариев нет:
Отправить комментарий